«Здравствуйте! Моей дочери восемь лет, а весит она уже как взрослая девушка. Ходили по врачам, но никаких, проблем со здоровьем у дочки не выявили. Стараюсь следить за ее рационом, но сверстники едят шоколад сколько душе угодно, а мне как отказать ребенку в пирожном или конфете? Подскажите, может ли полнота быть связана с какими-то психологическими проблемами?»
В. И. Олимпиада
Мнение эксперта
Первое, что нужно сказать женщине, задавшей вопрос об ожирении ребенка, — это похвалить ее. К сожалению, многие родители сейчас склонны говорить о «детской пухлости» или даже гордятся своим «богатырем». А потом сталкиваются с проблемами нездорового, закомплексованного подростка.
Подходить к проблеме стоит комплексно, учитывая и физиологические, и психологически аспекты. Лишний вес у ребенка, как правило, вызван не только неправильным питанием или недостатком активности. Часто к физическим проблемам добавляются психологические, и тогда сопротивляться нарастанию веса становится намного сложнее. В первую очередь, полнота — это попытка защититься, спрятаться за бастионами килограммов от внешней или внутренней проблемы. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что быть ребенком, а тем более подростком — всегда было непросто.
Другие распространенные причины полноты: стремление оправдать свои неудачи или увернуться от новых обязанностей. Ребенок пытается избежать чудовищной перегрузки — если бы не вес, то ему бы пришлось заниматься гимнастикой, фигурным катанием, чем-нибудь еще, что пришло бы в голову активной матери.
Есть еще одна интересная психологическая причина полноты, она нередко встречается у девочек-подростков. В семье, оставшейся без отца, может произойти перераспределение ролей. Мать берет на себя отцовские функции — ходит на работу, зарабатывает деньги. А старшей дочери достается материнская роль. Она должна забрать младших из садика или школы, приготовить ужин, отвечает за порядок в доме. На ребенка ложится тяжесть взрослой ответственности. И тело начинает увеличиваться в размерах, как бы пропорционально непосильной задаче.
Сразу скажу: иногда причину не удается выявить. Но на настоящий момент важнее обеспечить ребенку психологический комфорт. Общаясь с ним, попытайтесь понять, каким он видит окружающий мир, есть ли у него страхи и тревоги. Если ребенок сильно загружен, откажитесь от тех занятий, которые ему менее интересны. Объясните ему, что вы любите его независимо ни от каких обстоятельств. Что вы будете любить его и гордиться им — с тройками и с пятерками, умеющего плавать или не умеющего.
Иногда оказывается достаточным обычное внимание к ребенку — но не к его оценкам, успехам, достижениям — а к нему самому, как личности, со своим характером, интересами, особенностями.
Оставьте комментарий